Персональный сайт воспитателя Детского сада №3 г. Данкова Чирва Татьяна Викторовна

Моя малая Родина

14 февраля 2023

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к любви к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачев.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Деятельность по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку, личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений).

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие.

Мы живем и работаем в Данкове – городе с богатой историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Впечатления, полученные в детстве, человек проносит через всю жизнь. Пусть же одним из самых ярких впечатлений наших детей станет знакомство со своей малой родиной.

Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Для формирования представлений о малой Родине, используются следующие формы работы: беседы, наблюдения, экскурсии, игры, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, организация продуктивной деятельности, прогулки, просмотр мультфильмов, рассматривать  репродукций и вырезок из газет, посвященных малой родине, встречи со знаменитыми людьми, дидактические игры, тематические выставки, праздники, развлечения, консультации для родителей, конкурс рисунков, ситуативный разговор. анкетирование для родителе, раскраски

Дети дошкольного возраста начинают обращать внимание на красоту места, в котором они живут – это красота природы, зданий, скульптуры. Использование разнообразного наглядного материала (фотографий, иллюстраций с изображением родного города) позволит формировать знания детей о малой родине, месте, в котором они живут, познакомит с его достопримечательностями, памятниками, архитектурными строениями. С целью углубления представлений о малой родине целесообразно проводить целевые прогулки и экскурсии, которые позволяют «приблизить» детей к памятникам культуры и достопримечательностям города, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления и восхищения. Следует учить детей называть улицы родного города, знакомить с историей происхождения их названия. С этой целью организуются беседы, в ходе которых дети узнают об истории происхождения названия улицы. Закрепить полученные знания можно через использования ситуации общения, например «Расскажи – ка нам, на какой улице ты живешь?», «Почему улица так называется?». Рассматривая иллюстрации на тему, «Каким город был раньше?» позволит приблизить детей к истории родного города, познакомить с его основателем. Сравнивая фотографии «Город вчера и сегодня», воспитатель подводит детей к выводу о том, что с каждым годом наш город становится краше, в нем появляются новые архитектурные здания, многоэтажные дома, здания культуры и отдыха. Дети подходят к выводу о том, что это труд многих людей. Через беседы и рассматривание фотографий дети узнают о людях, которые прославили наш город, что позволяет формировать чувство гордости за свой город, желание беречь его богатство. Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо знакомить с традициями города. Одна из этих традиций – память героям, которые защищали нашу Родину от врагов. С этой целью организуется целевая прогулка к памятникам погибших героев, в ходе которой дети могут узнать имена героев, которые защищали Родину, как чтут память погибших солдат. Следует познакомить детей с традицией празднования Дня города. С этой целью, в период подготовки к празднику следует обратить внимание на то, как преобразились улицы города, как идет подготовка к празднику. Следует познакомить детей с таким праздником, как Масленица, который пришел к нам с давним времен, а активное участие детей в данном празднике оставит у них яркие впечатления, что позволит развивает у дошкольников чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Совместное участие детей с родителями в праздновании дня города позволяет укреплять активную позицию в жизни родного города, воспитывать чувство любви к нему. Через использование беседы «За что я люблю свой город?» детям предоставляется возможность рассказать о тех местах, которые их восхищают и радуют, где им нравится гулять, что больше всего нравится. Через использование игры «Путешествие по городу», «Сложи картинку», детям предлагается рассказать о достопримечательностях города, что позволяет систематизировать полученные знания и поддерживать желание узнать еще больше. Успешно можно использовать игру – путешествие по родному городу в воображаемой экскурсии, которая позволяет активизировать имеющиеся знания о родном городе у детей, желание узнать еще больше новой информации. Ситуация общения на тему «Мой город – мечта» способствует не только развитию воображения детей, но и формированию у них желания внести свой вклад в жизнь малой родины. Просмотр видеоматериалов, презентаций на тему «Красив мой город» способствует формированию у детей чувства гордости за свой город, эмоциональной отзывчивости на его красоту. В процессе работы по данной теме с детьми проводятся беседы о государственных символах. Рассматривая иллюстрации с изображением государственных символом, дети знакомятся с гербом и флагом России, символами города Шебекино, а в ходе беседы знакомятся с их значением. На данном этапе работы следует предложить прослушать главную песню – гимн.

Формирование нравственного отношения дошкольника к своей малой родине – достаточно сложный и долгий процесс. В связи с этим, в данном направлении работы важное место занимает взрослый – воспитатель, родители, которые должны своим личным примером показать свое отношение к малой родине, быть патриотами своей родины.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 

 

Фотографии

Оставить комментарий: